После того, как премьер-министр Владимир Путин заявил, что дает Минспорттуризму сутки на решение проблем находящихся за рубежом туристов туроператора «Ланта-тур вояж», банк ВТБ объявил о подписании кредитного соглашения с приостановившим деятельность туроператором.
Один из старейших российских туроператоров, основанный в 1991 году, «Ланта-тур вояж» объявил о приостановке деятельности. Около 100 человек, воспользовавшихся его услугами, не смогли вылететь из московских аэропортов. Более 3 тысяч туристов находились на тот момент за границей. Всего до середины февраля компания продала более 4 тысяч туров, в том числе около 500 дорогих морских круизов («Ланта-тур» была эксклюзивным агентом в России американской круизной компании Royal Caribbean). Причиной приостановки деятельности компании стал отказ одного из основных кредиторов, Мастер-банка, предоставить кредит на 30 миллионов рублей из-за ее неудовлетворительного финансового состояния.
По данным экспертов, финансовые проблемы у «Ланты» начались за несколько месяцев до Нового года. Связаны они были с массовым демпингом на российском туристическом рынке, в ходе которого туроператоры, борясь за доли рынка, продают путевки в Тайланд с большими скидками и не зарабатывают, а теряют на этом деньги.
По состоянию на вечер 1 февраля за границей, по данным главы пресс-службы Ростуризма Олега Мосеева, оставались 2,119 тысячи туристов «Ланта-тур вояжа». Авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» объявили о том, что бесплатно вывезут туристов «Ланта-тур» в Россию. Но во многих отелях у отдыхающих возникли серьезные проблемы — отельеры требовали снова заплатить за размещение. В некоторых случаях туристов, у которых не было денег на повторную оплату, ловила полиция.
Спасти туристов, а не компанию
Следственный комитет объявил о возбуждении уголовного дела против руководителей туроператора по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах. Однако премьер-министр Владимир Путин заявил вечером во вторник, что не видит криминала в деятельности «Ланта-тур», и поручил главе Минстортуризма Виталию Мутко оперативно решить вопрос с пострадавшими туристами, дав на это ровно сутки. При этом он отметил, что договорился с одним из госбанков о предоставлении кредита приостановившему свою деятельность туроператору. Позже выяснилось, что речь идет о ВТБ.
Утром в среду в Минспорттуризме состоялось совещание с участием руководства министерства, генерального директора «Ланта-тур» Людмилы Пучковой, руководителей ВТБ, страховой компании «Ингосстрах», где застрахована ответственность туроператора, представителей туристической общественности. На встрече было заявлено о том, что ВТБ и туроператор «Ланта-тур вояж» еще до конца дня подпишут кредитное соглашение для решения проблем российских туристов, находящихся за рубежом.
На совещании Пучковой было предложено в экстренном порядке поднять все счета, чтобы определить сумму долга всем отелям за рубежом, где не оплачено проживание российских туристов. На совещании подчеркивалось, что главная задача — помощь россиянам, которые оказались в очень тяжелой ситуации, а не спасение от банкротства компании.
Как отметила одна из участниц совещания, глава пресс-службы Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, судьба бизнеса «Ланта-тур» станет предметом следующего этапа ее переговоров с ВТБ.
«Состоится он или нет, будет зависеть от планов самих участников процесса», — сказала Тюрина.
ВТБ предоставит кредит
Вечером в среду председатель правления банка ВТБ Андрей Костин заявил на пресс-конференции, что ВТБ предоставит туроператору пятилетний кредит на 7 миллионов долларов. Это позволит компании возобновить платежи во все отели, перед которыми есть задолженность за оказанные услуги, уже в четверг утром. Для проведения платежей компания открыла счет в ВТБ. Деньги предоставляются под 12% годовых, обеспечение — личное поручительство руководителей компании.
Сама Пучкова отметила на пресс-конференции, что общая задолженность компании составляет 20 миллионов долларов, а ее причина — в том, что у компании за два неудачных года накопились обязательства перед отелями и авиакомпаниями. В основном это задолженность перед зарубежными партнерами.
Гендиректор «Ланты-тур» выразила надежду, что работа Следственного комитета покажет, что компания «работает в рамках закона в рыночных условиях, что это не мошенничество».
По ее словам, все туристы, которые сейчас находятся за границей, смогут завершить отдых в плановом порядке.
Хорошая новость для туристов
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин расценил заявление премьер-министра как очень хорошую новость для клиентов «Ланта-тур».
«Он сказал, что в ситуации с «Ланта-тур» нет признаков мошенничества, это очень хорошо. Поразительно решение Следственного комитета по «Ланта-тур», когда он молчал про «Капитал тур». Если вы на рынке столько лет, вы не будете страховаться в «Ингосстрахе» на максимальную сумму и потом выводить куда-то деньги, как это сделал «Капитал тур». «Капитал тур» застраховался в фиктивной страховой компании, понимая, что если рухнет компания, то и страховая ничего не выплатит», — сказал Янин.
Он подчеркнул, что к тяжелой ситуации на туристическом рынке приводят такие проблемы, как диктат авиакомпаний, которые «выкручивают руки туроператорам», «серая зона» в части выплат страховых возмещений и «такие позорные вещи, как работа «в черную».
Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ заявил, что как минимум половина людей, обращающихся сейчас за получением документов о невозможности исполнения обязательств, приобретали путевки не в «Ланта-тур», а у турагентств. И они приобрели свои туры таким образом, что невозможно установить их как людей, оплативших свой договор с «Ланта-тур». Это означает, что у людей возникнут проблемы с получением возмещения в страховой компании.
«Они отдавали турагентству деньги, турагентство отправляло их банковским переводом, наличными с курьером в кассу туроператора, или деньги оформлял курьер на себя лично. Страховая компания требует подтверждения, что турист состоит в договорных отношениях с туроператором, а такого подтверждения нет — деньги сдавал Вася Петров. Почему? Потому что это работа «в черную», уход от налогообложения, приходные ордера потом уничтожаются, и такого туриста не существует. Когда все работает как часы, проблем у туриста не возникает, но сейчас у туристов проблемы с возмещением», — отметил он.
По его мнению, все это ставит вопросы о том, как работает туристический рынок в России, и говорит о том, что в стране не создано действенных механизмов защиты прав потребителей в сфере туризма.